МОУ Цвиллингская СОШ              

Победа, которую мы помним (к 65-летию Великой Победы).

 

Вечной памяти погибших, скончавшихся в результате ранений,

пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны посвящается.

 

                           Память!

 

Меня на свете не было, когда была война.

Она была жестокая, жестокая была.

Смотрел я много фильмов и много книг прочёл.

Слёзы  появлялись, а  в  горле  -  большой  ком.

 

И  сестры, братья  наши  и  старики  в  бою

Сражались за Отчизну, за  Родину свою.

Солдаты  шли  в  атаку  под грохот  канонад.

А  сколько  ж  их погибло  под   взрывами  гранат?!

 

А  сколько  жертв  невинных  война  отобрала?!

Младенцы  в ней  погибли,  старушки,   детвора.

Окутал  холод,  голод;  нет  хлеба  и  тепла.

Война,  война  проклятая  на  Родину  пришла!

 

Сквозь  годы   и  страдания  живёт     суровый  гнев

И  спросят  люди  Господа: «  За  что  нас   наказал?»

В  ответ  одно молчание,   не знает даже  Бог…

А  мы  скорбим  и помним  и  братьев,  и  отцов.

 

 

Ахтямов Вадим, ученик 6 класса.

 

 

 

           

 

Сочинение по теме «Детство, опалённое войной».

… На чёлках детских седые волосы …

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Дети войны – боль отчаянна,

И сколько надо им минут молчания!

 (Л.М.Голодяевская)

Есть события, над которыми не властно время, они навсегда остаются в памяти народной. Именно таким событием является Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Она вошла в историю нашей страны, в историю человечества как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженному подвигу народа на трудовом фронте.

65 лет отделяют нас от Победы в Великой Отечественной Войне. Но время не властно над народной памятью: хотя война все дальше и дальше уходит в прошлое, потомки всегда будут помнить то драматическое и героическое время, всегда будут чтить тех, кто отдал свою жизнь за Родину. Вторая Мировая война была самой масштабной и разрушительной в истории человечества. Только в Европе погибло более 50 миллионов человек.

И сегодня я хотела бы вспомнить об ужасах фашизма, о детях войны, испытавших боль и страдания наравне со взрослыми.

Родился он и подал голосок — как будто он окликнул всю планету,

И шумная волна ушла в песок, и стихло море, и застыли ветры...

И в наших лицах удивленья нет, что чудо величайшее природы,

Которому  пройти огни и воды, беспомощным рождается на свет.

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребе­нок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не зву­чат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

22 июня 1941 года фашистские захватчики вероломно на­пали на советское государство. Воскресным утром тысячи мальчиков и девочек со своими родите­лями  вместо воскресного отдыха в страхе и ужасе бежали из своих домов. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны,  растянувшейся на несколько долгих лет.

8 сентября 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В нем оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около  400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, -   нет ничего ужаснее для ма­терей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Уже в эвакуации умерла маленькая ленинградка Таня Савичева, чья записная книжка-дневник стала символом трагедии горожан: «Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.. Мама 13 мая в 7.30. утра 1942 г. Савичевы умерли все. Умерли. Все. Осталась одна Таня».

Но самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто.

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало.

(М.Джалиль)

У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. Дети попадали в лагерь вместе со своими матерями-узницами, но находились с ними недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. От горя одни женщины рвали на голове волосы, другие сходили с ума.

«...кожа их прилипла к костям их, стала суха, как дерево,

и умерщвляемые мечом счастливее умерщвляемых голодом...»

Уже в освобожденных лагерях советские солдаты обнаружили целые груды кукол и прочих детских игрушек, которые должны были пойти на переработку для новых вещей.  А волосы убитых людей нацисты использовали как материал для набивания матрасов. Все должно было идти в дело, весь человеческий материал.

Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

Да, война — недетское дело. Так и должно быть. Но эта война была особенной... Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них — Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова — были удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги и фильмы. И даже улицы в городах нашей великой Родины — России называли их именами.
В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять — четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью. Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестер, за сожженные жилища — за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах.

Сколько их было, измученных и обессиленных, убитых и раненых, истерзанных и униженных за годы Великой Отечественной войны!

А фашистская хроника вновь и вновь демонстрировала миру в своих ки­ножурналах воскресное утро 1941 года. Первым и главным кадром, восхищавшим фашистских головоре­зов, был кадр хроники, на котором изображена убитая девочка с куклой, лежавшая на одной из улиц белорусского города Бреста, пер­вым встретившего войну. Ее лицо было безмятежным, косички упали в пыль дорожной мостовой, а рука судорожно сжимала куклу, кото­рую недавно подарили родители. Она могла стать поэтом или писателем, музыкантом или врачом, строителем или просто мамой. Ее судьба — история многих маленьких звездочек, чей век был короток, чья жизнь погасла, не успев разгореться.

Мне очень страшно от одной только мысли, что эта проклятая война, могла разрушить жизненные планы моей семьи, родителей, близких… Могла унести жизни дорогих мне людей. Уничтожить настоящее, затоптать чёрным сапогом смерти моё будущее детство.

Я не хочу, чтобы прошлое, мрачное и злое, возврати­лось. Пусть детские игрушки служат добру и справедливости и помогут другим детям и в другое время стать счастливыми за себя и за других детей на земле.

Я еще раз хочу вспомнить детей, которые так и остались в своем детстве. Они ни­когда не станут взрослыми, а наш мир оскудел талантами тех детей, которые так и не смогли его раскрыть. Зло, совершаемое в мире, не позволило им жить на Земле. Глядя на нас с неба, они требуют, чтобы сегодня мальчики и девочки были счастливее их, жили под мирным небом, творили добро каждый день. Только тогда Зло будет поверже­но, а дети смогут вырасти и стать взрослыми. В нашей книге жизни  еще много непрочитанных страниц, но все они отделены от нас пространством  и временем. А вот сколько их появится впереди — это зависит только от нас, от того, какими делами наполним мы нашу  жизнь. Мы все хотим, чтобы маленькая страна детства была счастливой! А рядом были мама, папа и наши любимые плющевые Мишки, мирно сопящие на детской  подушке…

Жакупова Айнура, ученица 5 класса.

 

 СЛОВАРЬ ПОБЕДЫ

 

«ПРЕДАННОСТЬ»

 

      На классных часах, посвященных 65-летию Великой Победы, мы познакомились с рассказами о Великой Отечественной войне из книги А. В. Митяева « Час мужества».

      Эти рассказы описывают нам эпизоды войны, рассказывают о том, как смелость, преданность Родине, мужество, терпение, находчивость и другие нравственные общечеловеческие качества делали советских солдат целеустремленными и помогали не растеряться в самых безнадежных ситуациях.

     Осенью 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» - назвали фашисты план своего наступления: обойти Москву с севера и юга; схватить советские армии в огромные клещи; сжать, раздавить. Верят фашисты в быстрый успех, в победу.

     Началось наступление. На одном из главных участков фронта фашистские танки двигались на населенный пункт Холм Жирковский. Пошли на Жирковский танки. Защищали Холм 101-я мотострелковая дивизия и 128 – я танковая бригада. Более суток держались советские бойцы. Наши солдаты самоотверженно и преданно защищали этот маленький уголок Родины, не испугались сильного врага, более того они направили всю свою мощь, силу, смекалку и мужество для разгрома фашистов . Подбили и подожгли 59 фашистских танков.  Попомнят фашисты наш Холм Жирковский!

    Не обходились солдаты и без юмора. Шли ожесточенные сражения на Волге. Окопы русских и немцев проходили очень близко, и можно было слышать разговоры. В рассказе «Буль-буль» сержант Носков, устав слушать бормотание фашиста «рус, завтра буль-буль Волга», под покровом ночи выкрал этого немца и со своим другом окунул его несколько раз в водах Волги, а потом отправил в штаб.

    В рассказе «Бои за Сталинград» рассказывается о 33 советских воинах, защищавших высоту на подступах к Сталинграду. Их прозвали «33 богатыря». Они задержали фашистов, подбили 27 танков, убили 150 немецких солдат. Сами попали в окружение, но с боями прорвались к нашим войскам, все остались живы и продолжали сражаться. За такой подвиг все 33 бойца получили награды. Наши воины были не только смелыми и мужественными, но и скромными, не любили хвастать и рассказывать о своих подвигах.

     Но ведь не только солдаты завоевали победу. Миллионы женщин, стариков и подростков трудились на заводах, полях, фермах, чтобы солдаты были хорошо вооружены, одеты, чтобы знали, что в них верят, на них надеются, их ждут. И эти люди своим напряженным трудом и безграничной любовью и преданностью Родине завоевали победу, свободу, жизнь. Отдав свои жизни, молодость, здоровье и детство, они подарили нам светлое будущее.  Этих замечательных людей нужно помнить, если они еще с нами, заботиться о них, ведь они так много сделали для нас, для нашей Родины.

                                                  

                                                                        Нурумова Жамиля, ученица 7 класса. 

 

                                        

     

На рассвете летом враг напал на нас,

 И великий Сталин дал прик

 «Бить фашистов всюду, всех, кто против нас!»

И народ не дрогнул, храбрость показал,

Гитлеру дорогу к дому указал.

Гнали немцев долго, гибли под Москвой,

И бои жестокие длились день-деньской.

 Умирали люди, плакала земля……

Но Победа рядом,  близко к нам была.

Нам героев славных не забыть вовек!

Был такой отважный русский человек!!!

Есть  такой  отважный  русский  человек!

 

 Вычкин   Владислав, ученик 10 класса МОУ Цвиллингская СОШ

 

 

                                                             

Голод.

Набегаешься летом дотемна с друзьями; придёшь домой; скажешь: «Голодный я! Как хочется, есть!» а бабушка, тяжело вздохнув в ответ, начнет молча накрывать на стол, потом сядет рядом и скажет: «Голод – это когда не хочется есть. Уже не хочется»…

Смысл ее слов я понял позже, когда  бабушка рассказала историю из своего военного детства.

        46-ой  на Украине был тяжелым годом. Продукты распределялись по талонам. Высоко ценилась макуха – прессованные выжимки семян подсолнечника. Как она великолепна пахла! Ещё ели сусликов. В пищу шло все: лопухи, крапива, лебеда, бузина – дудка, деликатесный щавель. Это было тяжелое  время, и всё же это был не голод.

 С ним познакомились, когда в деревню приехало трое ленинградцев – блокадников: двое мужчин, полных, рыхлых, и невысокая худощавая женщина.

     Мария Дмитриевна, преподаватель истории, оказалась хорошей учительницей. Лет ей было за 40, но хрупкая фигурка напоминала подростка.

     Родители школьников старались помочь  Марии Дмитриевне. Когда она посещала семьи учеников, её кормили. Так уж повелось: сами голодны, а гостю отдай последнее. Прошло полгода. 47 –ой был не легче предыдущего, но люди как-то приспособились.

  Федор Петрович, главврач больницы, как-то сказал о Марии Дмитриевне: «Она ненормальная».

            Оказалось, что учительница пришла к врачу домой как к родителям ученика. Её усадили за стол. Увидя на столе тарелку супа и хлеб, Мария Дмитриевна разрыдалась. Внимания на это не обратили: часто такое случалось с ней.

   Федор Петрович, имея опыт общения с блокадниками, обратил внимание на быстрые взгляды, которыми провожала Мария Дмитриевна куски, исчезающие во ртах обедающих. Сама она на угощение не налегала, а даже давилась кусками хлеба и супом.

   Прошло время. Вскоре ребята и коллеги  - учителя заметили, что Мария Дмитриевна неважно выглядит.  Никто не был удивлен, когда во время урока она упала в обморок. Когда Мария Дмитриевна рухнулась без чувств во второй раз, пригласили врача. Учительница от осмотра отказалась.

         На следующий день Мария Дмитриевна не вышла на работу. В обед ученики отправились  к ней домой. На стук никто не ответил. Учитель физкультуры взломал дверь.

             Мария Дмитриевна лежала на кровати. Доктор пытался послушать сердце, но ему это не удалось. Весь лифчик оказался забит кусочками черствого хлеба. Он прощупывался и в других местах одежды – в специальных нашитых потайных карманах.

    Когда взломали висячий замок на второй двери, комнату наполнил запах плесени.

  Вся кладовая оказалась заставленной посудой с едой. Чего только не было здесь! Прокисшие супы и заплесневелая каша в тарелках, кастрюлях, глиняных горшках; кусочки и куски испорченного мяса, проросший картофель, сахар, мёд, американские консервы -  все, что она получала по карточкам или приносила от родителей своих учеников. Продукты и посуда не валялись кучей, а все было аккуратно расставлено.  

      Это был настоящий продовольственный склад! Когда неиспорченные продукты передали в детдом, ребятишки ели их два дня.

          Пришлось потрудиться, прежде чем одежду Марии Дмитриевны очистили от корок хлеба. Это был ее запас на черный день. А вскрытие показало: учительница умерла от голода…

      Страх перед голодом оказался для нее сильнее страха смерти. Она перехитрила голод, не попав в психбольницу как те, двое, что приехали в село вместе с ней. Но с голодом не шутят. Он отомстил ей спустя три года. Потому и плакала она в гостях над тарелкой: съеденный, а не припрятанный суп пропадал для нее.

             Сказать о голоде: « Как хочется есть!» - значит ничего не сказать.

 

               Сафиуллин Артем, ученик  9класса МОУ Цвиллингская СОШ

 

      

   

Темные силы напали на нас,

Ужас и страх окутали нас.

Взрывы в ночи пугали людей,

Жены страдали ,теряли мужей,

Танки горели, бомбы рвались,

Люди горели….. Но вы не сдались!!!

Села, деревни, леса и поля

Вы не отдали  врагу навсегда.

Грудью и кровью отбили врага!

Родина наша, процветай на века!

Внуки и дети гордятся дедами:

Светлая жизнь дана им отцами.

Храбрые люди жизнь положили,

Чтобы в России все счастливо жили.

 

Свайкина  Любовь, ученица  7класса  МОУ Цвиллингская СОШ

 

  

   

                                   Дед – победитель.

Лифанов Григорий Яковлевич родился в 1914 году в с. Киримбай Бомбаровского района Оренбургской области. Семья его отца была раскулачена, и вместе с отцом молодой Гриша попадает в тюрьму для политических. Когда  отец Яков Васильевич умирает,  Григорий  амнистирован. И в это же время начинается реабилитация отца и сына. В 1938 году  Григорий сопровождает новобранцев  в сторону г.Бреста. Здесь же проходит его служба на строительстве аэропорта, он работает на тракторе У-2. Войну встретил здесь же. Рота, в которой Григорий служит, попадает в окружение. Вышли всего семь человек под командованием комроты Василенко. Разведчиком  – минёром Григорий прошёл всю войну. Дошёл до Волоколамского шоссе, где  в 1942 году получил осколочное ранение от мины. Оставшись без ноги, в госпитале проходил лечение до конца 1943г.   Награждён орденом Великой Отечественной войны за храбрость и мужество 1-ой степени. После демобилизации вернулся в Оренбургскую область и работал на стройплощадке;  начальником почты в г.Джамбул (Казахстан),на машиностроительном  заводе  . Умер Григорий Яковлевич в 2000г. в возрасте 86 лет. Дети, внуки и правнуки помнят и чтят память  своего отца и деда.    

     

Абдулин Артем, ученик 10 класса МОУ Цвиллингская СОШ.

 

        

Дорогие наши  ветераны!

С праздником хочу поздравить вас,

 Времени прошло уже   немало,

Но вы  всё также   дороги для нас!

 

   Была война, Россию вы родную защищали!

    И не сдались! Вы бились до конца!

    Вы не сдавались, немцы в плен вас брали….

    Россия помнит смелого бойца.

 

65 лет  прошло  -   уже  не  мало!

Я с праздником хочу поздравить Вас!

Живите долго! Рядом будьте с нами!

Для нас вы дороги, мы очень любим вас!

 

Кужахметова     Рина, ученица 6 класса.

 

Помню всегда………      

     Два моих прадеда, Козленков Петр Никонович  и Чумаков Александр Алексеевич, так никогда и не узнали о том, что живу на свете я, обыкновенный сельский мальчишка, их правнук, их кровинушка.

      Чумаков А.А, прадед по матери, оставил дома четверых детей, ушёл добровольцем на фронт в сентябре 1941года. Храбро сражался он захватчиками, дошёл с боями до Ленинграда и 1943году погиб. Сколько запросов и поисков сделала наша семья, но могилу прадеда мы так и не нашли. 

   Прадед  по отцу, Петр Никонович 19 03года рождения, тоже не раз просился на фронт. Но военком всегда говорил: «Работа твоя на железной дороге очень важна! » Как и все хлебнул лиха. Только 1943году из солнечной Туркмении ушёл на фронт мой прадед, стал пулеметчиком, 1944году в боях за Польшу был ранен. Он - один из миллионов солдат  Великой Отечественной войны, рядовой, орденоносец, награждён медалью «За отвагу». С 1948года его жилистые руки не знали покоя: стал мой дед пимокатом. Трудовой подвиг прадеда не меньше его солдатской славы.

   Прабабушка, Чумакова Анна Ивановна, все военное лихолетье проработала в тылу, в овощехранилище. Женщины берегли каждый собранный колосок, сушили и перебирали картофель и морковь.  Бабушка рассказывала, что в холодную военную зиму ходила в детский сад. Хлеб тогда выдавали по карточкам, норма была очень маленькая, и дети брали с собой кусочек хлеба в садик. Однажды кто-то из голодных ребятишек не выдержал и тайком съел бабушкин хлеб. До сих пор бабушка об этом вспоминает со слезами на глазах. И я плачу вместе с ней. Мне жалко ее. Как после всего это я могу относиться к войне? Она коснулась своим чёрным крылом нашей семьи.

   Война - страшное испытание, об это нужно помнить всегда. А еще мы должны жалеть и любить тех людей, которые прошли жерло войны и приблизили светлый Праздник Победы.

 

                                                                    Козленков   Антон,    ученик  8класса   МОУ Цвиллингская СОШ.

 

Война глазами детей.

 

           

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz